Подсказки родителям

Маленький ребёнок не начинает разговаривать: способы, которые помогут преодолеть  безречье

Мальчики должны начать говорить фразы до 2 лет 2 месяцев, девочки — до 1 года 10 месяцев. Если ребёнок не заговорил в период возрастных норм, необходимо обращаться к специалисту и выяснять причину

*****************************

Клинические рекомендации Минздрава при РАС

  Хотите узнать больше об этиологии, диагностике и медикаментозной терапии при РАС из достоверного источника? Почитайте клинические рекомендации Минздрава РФ, подготовленные экспертами Ассоциации психиатров и психологов, выступающих за научно-обоснованную практику. Они будут полезны как помогающим специалистам (врачам-психиатрам, клиническим психологам и педиатрам), так и родителям детей с аутизмом...

*************************

Фразы «подождите – заговорит, он же еще маленький» непростительны

Молодым родителям не так просто понять, что развитие их первенца идет несколько необычно. Как не пропустить критический момент, когда с ребенком должен начать заниматься специалист?


************
Шпаргалка для родителей по развитию речи

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
- наша речь состоит из предложений;
- предложение - это законченная мысль;
- предложение состоит из слов;
- слова состоят из звуков;
- звук - это то, что мы слышим и произносим;
- буква - это то, что мы видим и пишем;
- звук на письме обозначается буквой;
- звуки бывают гласные и согласные;
- гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом, воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды;
- в русском языке шесть гласных звуков: [a], [ у], [o], [и], [э], [ы];
- на схемах гласные звуки обозначаются красным цветом;
шесть гласных букв  - А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам;
- четыре гласные буквы - Я, Ю, Е, Ё - йотированные, обозначают два звука (Я - [йа], Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу]);
- согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении встречает преграду (мешают зубы или губы, или язычок)
- согласные звуки бывают твердыми и мягкими;
- всегда твердые согласные: [ж], [ш], [ц];
- всегда мягкие согласные: [й], [ч], [щ];
- твердые согласные на схемах обозначаются синим цветом;
- мягкие согласные - зеленым цветом.
Зв
это то, что мы слышим и произносим.
***************************************************************
Что должен уметь ребенок в 6-7 лет

Математика.

  1. Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=».
  2. Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  3. Как пользоваться арифметическими знаками действий.
  4. Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
  5. Состав чисел первого десятка.
  6. Прямой и обратный порядок числового ряда.
  7. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  8. Название текущего месяца, последовательность дней недели.

Развитие речи.

  1. Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками, ребята, горка, санки, кататься, с, на и т.д.
  2. Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха – меховая шапка и т.д.
  3. Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
  4. Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
  5. Выразительно исполнять стихи, с разной интонацией передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т.д.

Основы грамоты.

  1. Составлять предложения из 3-4 слов.
  2. Составлять схему предложения.
  3. Членить простые предложения на слова.
  4. Членить слова на слоги (части).
  5. Различать гласные и согласные звуки.
  6. Определять, на какой слог падает ударение.
  7. Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.
  8. Определять количество звуков и букв в слове.
  9. Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.   

Окружающий мир.

  1. Называть свое имя и фамилию.
  2. Называть имя и фамилию своих родителей.
  3. Знать название своего города.
  4. Знать название столицы Родины.
  5. Знать название нашей планеты.
  6. Знать названия основных профессий людей. Объяснить, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
  7. Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
  8. Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
  9. Отличать хищных от травоядных.
  10. Отличать перелетных птиц от  зимующих.
  11. Отличать садовые цветы от полевых.
  12. Отличать деревья от кустарников.
  13. Называть все явления природы.

Внимание.

  1. Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
  2. Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  3. Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  4. Копировать в точности узор или движение.
  5. Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если другой предмет – сложить руки на столе.

Память.

  1. Запоминать 8-10 картинок.
  2. Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
  3. Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»).
  4. Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
  5. Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений. 

Мышление.

  1. Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…».
  2. Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений»; «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога»; «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
  3. Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?»
  4. Определять последовательность событий.
  5. Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
  6. Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
  7. Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Мелкая моторика.

  1. Сложить из конструктора по образцу любую фигуру. Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т.д.)
  2. Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
  3. Выполнять аппликации на бумаге как самостоятельно, так и по образцу.
  4. Складывать пазлы без посторонней помощи.
  5. Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направления движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  6. Располагать изображение на всем листе, на одной линии, на широкой полосе.
  7. Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
  8. Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.
**********************************************************************************************************************
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
ЛЕКСИКА
 В речи ребенка этого возраста появляются собирательные существительные. (Существительные обозначающие совокупность лиц, предметов, явлений как единство, как одно неделимое целое. Они не могут употребляться во множественном числе.) Например: родня, детвора, листва, бельё и пр.)
Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...).
 Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный(катер, паром...),наземный (автобус, поезд...), подземный (метро).
 Имеют представление
- о сезонных изменениях в природе;
- о выращивании овощей и фруктов;
- о лесных ягодах и грибах;
- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;
- о насекомых и птицах, рыбах.
 Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня, ночью...).
 Знают
- названия месяцев, дней недели, части суток;
 - название своей страны и столицы государства;
 - географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;
 - правила дорожного движения для пешеходов.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под...);
- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;
- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);
- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);
- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...);
- правильно по смыслу применяет все части речи.
 СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
 На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической.
 В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
 ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.
 Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.
От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.
Советы родителям!!!!
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:
1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.
  2.         Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.
3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!!!
4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не
отвлекаясь
*****************************************************************************************************
Советы учителя-логопеда родителям детей в возрасте от 4-х до 5-хлет
К 4 – 5 годам ребёнок становится настоящим дошкольником, он уже многое может. Развивается внимание – на короткое время он способен одновременно говорить и указывать, или слушать инструкции, не отрываясь от своего дела. Этот возраст – время активного интеллектуального развития, усвоения абстрактных понятий. Пятый год жизни – заключительная фаза в развитии языка. К 4-5 годам малыш овладевает падежами, появляются глагольные времена и многословные фразы,придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Фразовая речь включает уже предложения, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте ребёнок начинает сопровождать свою игру речью, с удовольствием произносит монологи.Развитие любознательности заставляет ребёнка ставить перед собой всё более сложные вопросы, которые требуют ответа, либо оценки его размышлений со стороны взрослого. Начинается второй период вопросов: «Почему»?
Словарный запас достигает к 4 годам примерно 2000 слов, к 5 годам– 3000 слов. Лексика обогащается синонимами, антонимами. Продолжается детское словотворчество: «Мы лепили, и получилась лепь», «Собака прыгнула большим прыгом», «Я сам оденусь без помогания» и т.д. Случается, что малыши образуют исинтетические слова: «БАНАНАС» (банан + ананас), «БАБЕЗЬЯНА» (бабушкаобезьяны), «МАПИНА ДОЧКА» и т.д. В этом возрасте дети очень любят сочинять и рассказывать сказки. Чаще это происходит так: малыш держит в руках раскрытую книгу и «читает».
Родители должны научиться внимательно слушать своего ребёнка.Хорошо, если вы будете записывать слова, сказки, которые придумывает ваш малыш.
На пятом году значительно улучшается звукопроизношение ребёнка:полностью исчезает смягчение согласных, он реже пропускает звуки и слоги,учится выговаривать многосложные слова. В речи начинают появляться шипящие и сонорные звуки (Л, Ль), звук Р появится позже (5 – 6 лет). Трудность представляют слова с большим количеством согласных звуков (зеркало, экскаватори т.п.), поскольку произношение некоторых звуков ещё не закреплено: звуки не дифференцированы на слух и в произношении. Постепенно эти недостатки проходят,подвижность мышц артикуляционного аппарата позволяет более точно использовать язык и губы для произношения сложных звуков.
5-летний ребёнок может подбирать слова на заданный звук. Поиграйте с ребёнком, попросите его назвать слова, которые начинаются на звук Т или Д, Били П, М или Н. У ребёнка возрастает интерес к звуковому оформлению слов и он с удовольствием их рифмует: Паша – Маша, каша – наша, а иногда сочиняет собственные четверостишия или перефразирует хорошо известные: «Тише, Танечка,не плачь, я куплю тебе калач».
Если вы хотите помочь своему малышу закрепить и дифференцировать те или иные звуки, а также овладеть слоговой структурой слова, предложите ему задание: он должен договаривать слова в небольших стихотворениях: «Приходи к нам тётя …. нашу деточку…», «Спать пора, уснул …., лёг в коробку на …».
Чтобы закрепить правильное употребление звука, выработать чёткую артикуляцию, предложите малышу повторить за вами чистоговорки: «Са-са-са – вотлетит оса», «Зу-зу-зу – мы видели козу», «Цо-цо-цо – моем мы лицо», «Ла-ла-ла –вот лопата и пила», «Ша-ша-ша – Маша моет малыша», «Жу-жу-жу – на лужок хожу» ит.д. Можете вместе с ребёнком сочинять чистоговорки: «Иска-иска – маленькая киска», «Олка – олка – на столе иголка» и т.д.
Для развития слухового внимания предложите ребёнку загадки, а для работы над темпом, плавностью, ритмом, выразительностью речи – заучивать небольшие стихи, считалки, потешки.

Основания для беспокойства:
-у ребёнка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку,одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д;
-затрудняется заменить слово синонимом: собака – пёс, смотреть – глядеть и т.д.;
-затрудняется подобрать к слову антоним: сладкий – солёный, холодный – горячий и т.д.;
-ребёнок неактивен в речевом общении;
-не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки,искажает слоговую структуру слова.

Что делать? Следует обратиться к врачу психоневрологу, учителю-логопеду,дефектологу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий