Маленький ребёнок не начинает разговаривать: способы, которые помогут преодолеть безречье
Мальчики должны начать говорить фразы до 2 лет 2 месяцев, девочки — до 1 года 10 месяцев. Если ребёнок не заговорил в период возрастных норм, необходимо обращаться к специалисту и выяснять причину
*****************************
Клинические рекомендации Минздрава при РАС
Хотите узнать больше об этиологии, диагностике и медикаментозной терапии при РАС из достоверного источника? Почитайте клинические рекомендации Минздрава РФ, подготовленные экспертами Ассоциации психиатров и психологов, выступающих за научно-обоснованную практику. Они будут полезны как помогающим специалистам (врачам-психиатрам, клиническим психологам и педиатрам), так и родителям детей с аутизмом...
*************************
Фразы «подождите – заговорит, он же еще маленький» непростительны
Молодым родителям не так просто понять, что развитие их первенца идет несколько необычно. Как не пропустить критический момент, когда с ребенком должен начать заниматься специалист?
************
Шпаргалка для родителей по развитию речи
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
- наша речь состоит из предложений;
- предложение - это законченная мысль;
- предложение состоит из слов;
- слова состоят из звуков;
- звук - это то, что мы слышим и произносим;
- буква - это то, что мы видим и пишем;
- звук на письме обозначается буквой;
- звуки бывают гласные и согласные;
- гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом, воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды;
- в русском языке шесть гласных звуков: [a], [ у], [o], [и], [э], [ы];
- на схемах гласные звуки обозначаются красным цветом;
- шесть гласных букв - А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам;
- четыре гласные буквы - Я, Ю, Е, Ё - йотированные, обозначают два звука (Я - [йа], Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу]);
- согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении встречает преграду (мешают зубы или губы, или язычок)
- согласные звуки бывают твердыми и мягкими;
- всегда твердые согласные: [ж], [ш], [ц];
- всегда мягкие согласные: [й], [ч], [щ];
- твердые согласные на схемах обозначаются синим цветом;
- мягкие согласные - зеленым цветом.
- на схемах гласные звуки обозначаются красным цветом;
- шесть гласных букв - А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам;
- четыре гласные буквы - Я, Ю, Е, Ё - йотированные, обозначают два звука (Я - [йа], Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу]);
- согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении встречает преграду (мешают зубы или губы, или язычок)
- согласные звуки бывают твердыми и мягкими;
- всегда твердые согласные: [ж], [ш], [ц];
- всегда мягкие согласные: [й], [ч], [щ];
- твердые согласные на схемах обозначаются синим цветом;
- мягкие согласные - зеленым цветом.
Зв
это то, что мы слышим и произносим.
***************************************************************Что должен уметь ребенок в 6-7 лет
Математика.
- Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=».
- Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
- Как пользоваться арифметическими знаками действий.
- Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
- Состав чисел первого десятка.
- Прямой и обратный порядок числового ряда.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
- Название текущего месяца, последовательность дней недели.
Развитие речи.
- Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками, ребята, горка, санки, кататься, с, на и т.д.
- Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха – меховая шапка и т.д.
- Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
- Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
- Выразительно исполнять стихи, с разной интонацией передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т.д.
Основы грамоты.
- Составлять предложения из 3-4 слов.
- Составлять схему предложения.
- Членить простые предложения на слова.
- Членить слова на слоги (части).
- Различать гласные и согласные звуки.
- Определять, на какой слог падает ударение.
- Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.
- Определять количество звуков и букв в слове.
- Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.
Окружающий мир.
- Называть свое имя и фамилию.
- Называть имя и фамилию своих родителей.
- Знать название своего города.
- Знать название столицы Родины.
- Знать название нашей планеты.
- Знать названия основных профессий людей. Объяснить, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
- Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
- Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
- Отличать хищных от травоядных.
- Отличать перелетных птиц от зимующих.
- Отличать садовые цветы от полевых.
- Отличать деревья от кустарников.
- Называть все явления природы.
Внимание.
- Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
- Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
- Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
- Копировать в точности узор или движение.
- Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если другой предмет – сложить руки на столе.
Память.
- Запоминать 8-10 картинок.
- Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
- Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»).
- Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
- Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
Мышление.
- Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…».
- Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений»; «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога»; «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
- Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?»
- Определять последовательность событий.
- Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
- Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
- Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
Мелкая моторика.
- Сложить из конструктора по образцу любую фигуру. Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т.д.)
- Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
- Выполнять аппликации на бумаге как самостоятельно, так и по образцу.
- Складывать пазлы без посторонней помощи.
- Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направления движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
- Располагать изображение на всем листе, на одной линии, на широкой полосе.
- Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
- Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.
**********************************************************************************************************************
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
ЛЕКСИКА
В речи ребенка этого возраста появляются собирательные существительные. (Существительные обозначающие совокупность лиц, предметов, явлений как единство, как одно неделимое целое. Они не могут употребляться во множественном числе.) Например: родня, детвора, листва, бельё и пр.)
Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...).
Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный(катер, паром...),наземный (автобус, поезд...), подземный (метро).
Имеют представление
- о сезонных изменениях в природе;
- о выращивании овощей и фруктов;
- о лесных ягодах и грибах;
- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;
- о насекомых и птицах, рыбах.
Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня, ночью...).
Знают
- названия месяцев, дней недели, части суток;
- название своей страны и столицы государства;
- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;
- правила дорожного движения для пешеходов.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под...);
- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;
- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);
- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);
- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...);
- правильно по смыслу применяет все части речи.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической.
В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.
Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.
От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.
Советы родителям!!!!
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:
1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.
2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.
3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!!!
4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не
отвлекаясь
*****************************************************************************************************
Советы учителя-логопеда родителям детей в возрасте от 4-х до 5-хлет
К 4 – 5 годам ребёнок становится настоящим дошкольником, он уже многое может. Развивается внимание – на короткое время он способен одновременно говорить и указывать, или слушать инструкции, не отрываясь от своего дела. Этот возраст – время активного интеллектуального развития, усвоения абстрактных понятий. Пятый год жизни – заключительная фаза в развитии языка. К 4-5 годам малыш овладевает падежами, появляются глагольные времена и многословные фразы,придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Фразовая речь включает уже предложения, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте ребёнок начинает сопровождать свою игру речью, с удовольствием произносит монологи.Развитие любознательности заставляет ребёнка ставить перед собой всё более сложные вопросы, которые требуют ответа, либо оценки его размышлений со стороны взрослого. Начинается второй период вопросов: «Почему»?
Словарный запас достигает к 4 годам примерно 2000 слов, к 5 годам– 3000 слов. Лексика обогащается синонимами, антонимами. Продолжается детское словотворчество: «Мы лепили, и получилась лепь», «Собака прыгнула большим прыгом», «Я сам оденусь без помогания» и т.д. Случается, что малыши образуют исинтетические слова: «БАНАНАС» (банан + ананас), «БАБЕЗЬЯНА» (бабушкаобезьяны), «МАПИНА ДОЧКА» и т.д. В этом возрасте дети очень любят сочинять и рассказывать сказки. Чаще это происходит так: малыш держит в руках раскрытую книгу и «читает».
Родители должны научиться внимательно слушать своего ребёнка.Хорошо, если вы будете записывать слова, сказки, которые придумывает ваш малыш.
На пятом году значительно улучшается звукопроизношение ребёнка:полностью исчезает смягчение согласных, он реже пропускает звуки и слоги,учится выговаривать многосложные слова. В речи начинают появляться шипящие и сонорные звуки (Л, Ль), звук Р появится позже (5 – 6 лет). Трудность представляют слова с большим количеством согласных звуков (зеркало, экскаватори т.п.), поскольку произношение некоторых звуков ещё не закреплено: звуки не дифференцированы на слух и в произношении. Постепенно эти недостатки проходят,подвижность мышц артикуляционного аппарата позволяет более точно использовать язык и губы для произношения сложных звуков.
5-летний ребёнок может подбирать слова на заданный звук. Поиграйте с ребёнком, попросите его назвать слова, которые начинаются на звук Т или Д, Били П, М или Н. У ребёнка возрастает интерес к звуковому оформлению слов и он с удовольствием их рифмует: Паша – Маша, каша – наша, а иногда сочиняет собственные четверостишия или перефразирует хорошо известные: «Тише, Танечка,не плачь, я куплю тебе калач».
Если вы хотите помочь своему малышу закрепить и дифференцировать те или иные звуки, а также овладеть слоговой структурой слова, предложите ему задание: он должен договаривать слова в небольших стихотворениях: «Приходи к нам тётя …. нашу деточку…», «Спать пора, уснул …., лёг в коробку на …».
Чтобы закрепить правильное употребление звука, выработать чёткую артикуляцию, предложите малышу повторить за вами чистоговорки: «Са-са-са – вотлетит оса», «Зу-зу-зу – мы видели козу», «Цо-цо-цо – моем мы лицо», «Ла-ла-ла –вот лопата и пила», «Ша-ша-ша – Маша моет малыша», «Жу-жу-жу – на лужок хожу» ит.д. Можете вместе с ребёнком сочинять чистоговорки: «Иска-иска – маленькая киска», «Олка – олка – на столе иголка» и т.д.
Для развития слухового внимания предложите ребёнку загадки, а для работы над темпом, плавностью, ритмом, выразительностью речи – заучивать небольшие стихи, считалки, потешки.
Основания для беспокойства:
-у ребёнка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку,одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д;
-затрудняется заменить слово синонимом: собака – пёс, смотреть – глядеть и т.д.;
-затрудняется подобрать к слову антоним: сладкий – солёный, холодный – горячий и т.д.;
-ребёнок неактивен в речевом общении;
-не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки,искажает слоговую структуру слова.
Что делать? Следует обратиться к врачу психоневрологу, учителю-логопеду,дефектологу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий